Информационное Агентство "Финансовый Юрист"
Сделать стартовой страницей Добавить в избранное RSS
Сегодня 24.4.2017
Управленцу | Банкиру | Юристу | Бухгалтеру | Экономисту Контакты  | О проекте  
Яндекс цитирования
Размещено в dmoz (ODP)

Статьи

Все статьи данной рубрики

Архив по рубрикам

Готовый бизнес или бизнес с молотка?
  • Продажа собственного бизнеса в России становится еще одним дополнительным направлением в структуре рыночной экономики. Сформировался новый сегмент рынка - посреднические бизнес-брокерские услуги инвестиционных фондов. Структурироваться этот рынок начал три года назад, когда собственникам столкнулись с отсутствием квалифицированных оценщиков. Стоимость бизнеса нередко завышалась или занижалась, оценка опиралась на субъективные критерии.

    Самостоятельная продажа бизнеса - достаточно трудоемкий процесс. Чтобы сделка оказалась успешной, бизнес надо оценить, провести предпродажную подготовку, составить инвестиционный меморандум, найти инвестора, согласо вать цену, разработать оптимальную схему передачи прав собственности и прочее. Для этого, по словам г-на Панченко, необходимы профессиональные оценщики, юристы, аудиторы, иногда специалисты по рекламе и PR. Все они стоят достаточно дорого. Но даже если продавцу удастся собрать такую команду, у компании, специализирующейся на предоставлении бизнес-брокерских услуг, есть преимущество: собствен ная база данных инвесторов, заинтересованных в покупке определенного бизнеса.


    Кроме материальных активов, рыночную стоимость имеют интеллектуальная собственность и товарный знак (Brandname, Good-will - репутация фирмы), привлеченная клиентура, а также мотивированный персонал - активы, не заложенные в бухгалтерскую отчетность. Их правильная оценка не менее важна для определения реальной стоимости бизнеса, чем недвижимость и пр. Стоимость бренда определяется разницей в цене с товаром-аналогом, которая отслеживается в течение определенного времени (год-два и более). Но самый верный индикатор стоимости бизнеса - его рентабельность. При этом в стоимость не закладываются гипотетические предположения о его перспективности в дальнейшем. Потенциал и перспективы выступают только как вторичный фактор. Покупатель не должен платить за то, что в конечном итоге будет создано его собственным трудом.


    Если еще несколько лет назад основными клиентами бизнес-брокеров были крупные фирмы, сегодня акценты постепенно смещаются в сторону малого и среднего бизнеса. По мнению экспертов, в последнее время намечается уменьшение интереса покупателей к предложениям в ценовой категории выше $500 тыс. Предполагают, что именно малый и средний бизнес станет в скором времени основным клиентом бизнес брокеров. Для увеличения своей доходности им придется расширять информационно-рекламную базу для привлечения клиентов.


    Сама процедура продажи малого бизнеса через посредников пока еще не вызывает доверия. В основном собственники малого бизнеса пытаются продать его через знакомых или риэлтерские агентства, для которых это - не профильная деятельность. Такие сделки редко проводятся качественно. Риэлтеры, конечно, берут заказ, но бизнес у них фигурирует как имущественный комплекс. Сделки с бизнесом, работающим на арендованных площадях, происходят редко и сводятся к продаже прав аренды.

    Самая распространенная причина продажи бизнеса состоит в том, что собственник не получает тот доход, на который рассчитывал. Другая причина относится к разряду психологических: человеку надоело заниматься каким-то определенным бизнесом и ему хочется попробовать себя в чем-то другом.

    Неоднозначность экспертных оценок - результат скрытности со стороны участников процесса. Цена сделки, как правило, тщательно скрывается. Не зная цифр, трудно определить серьезность фактора, влияющего на перестановку сил в определенном сегменте. Сумма сделки важна для инвестиционных посредников, (они получают от 3% до 15% от сделки), хотя сами они тоже не любят говорить о своих доходах.


    «Усталость» от предпринимательской деятельности, по мнению экспертов, имеет собственные причины. Основ правило, это происходит на третьем-четвертом году его существования, когда для дальнейшего развития требуются дополнительные ресурсы. Средние предприниматели кредиты берут неохотно, и пик капитализации бизнеса заканчивается полной или частичной его продажей. Успешный бизнес продают не так часто. Вторая причина «усталости» - нехватка времени на управление всеми активами. Этот вопрос актуален для владельцев холдингов. На продажу могут быть выставлены наименее перспективные направления, непрофильные активы. По оценке экспертов, доходность инвестирования в покупку готового бизнеса достаточно высока. Годовая прибыль, например, в телекоммуникационном бизнесе колеблется от 40% и выше.


    Есть еще одна причина продажи бизнеса, которая в последнее время становится характерной для этого сегмента рынка и многое объясняет. Связана она непосредственно с экспансией инорегиональных и федеральных игроков. Рынок меняется. Происходят слияния-поглощения. На местные рынки заходят крупные компании, и бизнесмен понимает, что в сложившейся ситуации он просто не сможет действовать на профильном сегменте в одиночку. И он продает свой бизнес. Причем, обычно продает конкуренту или входит в состав холдинга и получает какую-то долю в нем.


    По оценкам экспертов, готовый бизнес надо продавать на взлете, соблюдать конфиденциальность в процессе продажи, чтобы не возникли проблемы с персоналом и он не разбежался (снизив тем самым стоимость бизнеса), правильно определить цену, понимая, что продается не будущий инвестиционный проект, не славное прошлое, а бизнес, показатели которого - здесь и сейчас.
    Иногда собственнику лучше вовремя избавиться от своего пакета не потому, что предприятие на пике, а просто из соображений личной экономической безопасности, когда, например, основной акционер превращается в миноритарного и не хочет лишиться всего в результате дополнительной эмиссии.

    Антон Гаген
    При подготовке материала использованы материалы 000 «Русские инвесторы» и «Магазин готового бизнеса»
Логин
Пароль

Расчет отпускных в 2015 году. Новые правила расчета отпуска

На первый взгляд кажется, что расчет отпускных - это не такая уж и трудная задача. Такой точки зрения обычно придерживаются практически все сотрудники, за исключением естественно бухгалтера. Ведь бухгалтеру известно, что стандартных ситуаций при расчете о...

Паспорт РФ: получение паспорта, обмен паспорта и восстановление паспорта при утере

В данной статье я постараюсь рассмотреть порядок действий, которые необходимы для получения общегражданского паспорта РФ, обмена российского паспорта по окончанию срока его действия и восстановления паспорта РФ при его утере, а так же разъяснить законодат...

Бизнес план. Составление бизнес-плана

Бизнес план - это именно то, с чего необходимо начинать любой успешный бизнес-проект. Это требуется как для общего увеличения КПД предприятия, так и для развития и планирования повышения отдачи от каждого отдельно взятого сотрудника.

И именно дл...

Трудовая книжка. Образец заполнения трудовой книжки

Трудовая книжка - это один из главных документов, подтверждающих трудовую деятельность и рабочий стаж работника. В соответствии с существующим законодательством, работодателю необходимо вести трудовую книжку на каждого сотрудника, проработавшего в организ...

Гражданско-правовой договор. Достоинства и недостатки гражданско-правового договора

Как правило при приеме на работу нового сотрудника фирма заключает с ним трудовой договор, этот вариант используют большинство компаний и он находится в полном соответствии с трудовым законодательством. Однако это не всегда это приемлимо для работодателя,...