Сделать стартовой страницей Добавить в избранное RSS
Сегодня 30.4.2017
Управленцу | Банкиру | Юристу | Бухгалтеру | Экономисту Контакты  | О проекте  
Яндекс цитирования
Размещено в dmoz (ODP)

Новости

Все новости данной рубрики

Архив по рубрикам

Как продать готовый бизнес выгодно и быстро?
  •  

    Быть предпринимателем тяжело, особенно в России. Далеко не все способны работать на износ всю жизнь. Даже создатель «Магнита» Сергей Галицкий недавно признался, что уже не получает от работы прежних эмоций.

    Но уходить он не собирается — некому передать свою империю. Владельцам небольших и средних компаний с этим проще. Как правило, чем меньше бизнес, тем легче с ним расстаться.

    Каждый год в России продаются и покупаются десятки тысяч готовых бизнесов. Их продают предприниматели, которые:

    - увлеклись другой нишей;

    - решили избавиться от непрофильного актива;

    - не могут справиться с проблемами;

    - решили переехать в другую страну;

    - просто устали от бизнеса.

    Таким в образом, продажа готового бизнеса в России становится все более частым явлением, только вот продается он далеко не всегда. Происходит это потому, что многие владельцы пренебрегают основными правилами таких продаж.

    Бывает, что продать нужно срочно — в этом случае необходимо просто быть готовым на потери в стоимости. Желательно, чтобы продаваемое дело имело как известность на рынке, так и готовую клиентскую базу.

    В этой статье мы постараемся максимально раскрыть все моменты, касающиеся быстрой и выгодной продажи готового бизнеса.

    Уж если вы основательно решились на продажу своего предприятия, то отнеситесь к этому процессу как к полномасштабному проекту, со всей ответственностью. Составьте план действий, расставьте приоритеты, определите разумные сроки, выделите ресурсы, назначьте ответственных.

    Для начала нужно подготовить необходимые документы. Аудиторское заключение сыграет не последнюю роль в принятии решения новым владельцем. Стоит прибегнуть к нему, если капитал это позволяет. Сократится в этом случае и время на проверки потенциальными покупателями, что поспособствует ускорению продажи.

    Позаботиться необходимо и о всех значимых документах. Например, срок договора аренды или субаренды не должен подходить к концу, его лучше пролонгировать, для нового владельца это дополнительная головная боль. При продаже недвижимости надо оценить ее, получить все необходимые справки.

    Если приходилось прибегать к услугам банков и кредитных организаций, будет не лишним взять бумаги об отсутствии непогашенных задолженностей. Документация об обороте средств тоже должна быть в порядке.

    Рекомендуется найти несколько клиентов, в этом случае шансов на продажу по высокой цене гораздо больше. Если же он один, выбора особого нет и торги могут затянуться. Если претендент на приобретение действительно настроен серьезно, он с легкостью согласится на внесение задатка. Посде чего приступит к проверке. Ни в коем случае не стоит ему в чем-то мешать, это насторожит покупателя.

    С уверенностью можно утверждать, что процесс продажи готового бизнеса не представляет из себя какую-то немыслимую задачу. Нужно просто ответственно и внимательно подойти к этому вопросу. Естественно, это займет какое-то время — но затраты оправданы, так как есть возможность продать по более выгодной цене.

    Где искать покупателя?

    Для продажи бизнеса нужны либо связи, либо посредники, а лучше и то и другое. Можно попытаться найти покупателя через знакомых или предложить свою фирму конкурентам, которые хотят расширить свой бизнес.

    В этом случае стоит позаботиться о конфиденциальности: конкурент может выведать состояние компании и все ваши «фишки», а затем отказаться от покупки. Со знакомыми тоже надо быть осторожнее — слухи о продаже повредят репутации предприятия.

    «Открытая продажа бизнеса может нанести большой вред, — предупреждает юрисконсульт ГК «Юриспруденция Финансы Кадры» Елена Шарова. — Это вызовет беспокойство персонала, поставщиков и кредиторов. Непродуманные действия могут привести к трудовым конфликтам, снижению продажной цены и даже краху бизнеса».

    Часто желающие продать свой бизнес, особенно это касается мелкого и среднего сегмента, пользуются специализированными интернет площадками или посредниками, такими как http://nalogprofi.com/купим-ваш-бизнес/, они по сути приобретают его за свой счет для дальнейшей перепродажи.

    Это позволяет максимально сократить время на переговоры и подготовку к продаже, т.к. такие посредники занимаются покупкой-продажей бизнеса профессионально.

    Иногда объявления о продаже фирмы размещают на специализированных форумах, где есть шансы найти подкованного и заинтересованного покупателя. Достаточно популярным каналом для продажи готового бизнеса стал Avito. Сейчас на этой площадке размещено больше 28 тысяч таких объявлений.

    Их основные категории — сфера услуг, торговля, общественное питание, производство, интернет-магазины, развлечения, сельское хозяйство и строительство. Об эффективности Avito говорит тот факт, что там размещают объявления даже бизнес-брокеры — посредники между продавцами и покупателями готового бизнеса.

    Если вы никак не можете продать компанию самостоятельно, бизнес-брокеры — хороший вариант. Они отбирают объекты, оценивают их и сопровождают сделку купли-продажи, получая за это процент. Это большой рынок со своими лидерами.

    В 2015 году журнал «Слияния и поглощения» выпустил рейтинг российских бизнес-брокеров, первые строчки в котором заняли компании «Альтера Инвест», «Скания Инвест», ReSale Expert, «Ваша фирма» и «Банк готового бизнеса».

    Выбор канала и время поиска покупателя сильно зависят от профиля компании. По наблюдениям бизнес-брокеров, в России наибольшим спросом пользуются торговые точки (на которые приходится четверть сделок), общепит, гостиницы, салоны красоты и автомойки. Реже всего покупают бизнес за рубежом, медиа и месторождения. Так что если ваша компания работает в сложной или непопулярной отрасли, искать покупателя придется вручную.

    Типичные ошибки при продаже бизнеса

    Опрошенные Rusbase эксперты перечисляют такие промахи неопытных продавцов:

    1) недостаточная подготовка к продаже;

    2) потеря времени на ложных покупателей;

    3) неспособность обосновать и отстоять цену;

    4) промедление с продажей или продажа наспех;

    5) несоблюдение конфиденциальности.

    «Очень часто продавец пренебрегает предпродажной подготовкой бизнеса, — отмечает управляющий партнер компании «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова. — Кажется, что ваш бизнес и так хорош, поэтому и проверять там нечего. А потом выясняется, что у компании нет активов, заключенные договоры не выгодны или могут быть расторгнуты в один момент, а порядок в бухгалтерии не наводили очень давно. Все это грозит срывом переговоров».

    «Компания должна представить бизнес, готовый к передаче третьим лицам — с сильной командой и ясными перспективами развития, — считает партнер RB Partners и эксперт по M&A Антон Полетаев. — У вас есть только один шанс произвести первое впечатление, поэтому невнимание к «упаковке» бизнеса может оказаться фатальным. У инвестора не должно быть впечатления, что продажа — единственный вариант для выживания компании».

    Как подготовить бизнес к продаже?

    Покупателю нужно убедиться в прибыльности предприятия и в юридической чистоте сделки, а продавцу — понять и устранить недостатки компании, которые снижают ее стоимость. Как известно, идеальных предприятий не существует. По словам гендиректора FreshDoc Николая Пацкова, в предпродажную подготовку входят:

    — анализ финансового состояния;

    — экспертиза юридического оформления бизнеса;

    — анализ управленческого и бухучета;

    — инвентаризация активов;

    — оценка перспектив бизнеса;

    — устранение недостатков.

    «При продаже нужно поставить себя на место покупателя и понять, в чем его выгода от приобретения, — советует партнер RB Partners и эксперт по M&A Антон Полетаев. — Практически на любой актив можно найти покупателя. Стратегическим инвесторам интересен потенциал синергии с имеющимися активами, для инвесторов в проблемные активы — потенциал повышения стоимости компании, для остальных — прибыль.

    Очень хорошее впечатление на покупателей производит due diligence — предпродажная оценка рисков компании независимым консультантом. Она показывает добросовестность продавца и дает ему понимание, что может снизить цену в ходе переговоров».

    Компания «Зарцын и партнеры» дает такую инструкцию по приведению дел в порядок:

    1. Проведите аудит и убедитесь,что все налоги исчислены верно и уплачены. Получите в налоговой справку об отсутствии задолженности.

    2. Проверьте, на кого оформлены все активы. Часто они «разбросаны» по нескольким ИП и юрлицам, что неудобно для продажи. «Соберите» все на одной компании, которую будете продавать. Также не забудьте оформить права на нематериальные активы — сайт, ПО, контент. Покупатель обязательно задаст этот вопрос.

    3. Если в компании несколько учредителей, убедитесь, что все они готовы продать бизнес и подпишут необходимые документы.

    4. Проверьте, оплачены ли уставной капитал и доли учредителей.

    (с) Анна Соколова
Логин
Пароль

Расчет отпускных в 2015 году. Новые правила расчета отпуска

На первый взгляд кажется, что расчет отпускных - это не такая уж и трудная задача. Такой точки зрения обычно придерживаются практически все сотрудники, за исключением естественно бухгалтера. Ведь бухгалтеру известно, что стандартных ситуаций при расчете о...

Паспорт РФ: получение паспорта, обмен паспорта и восстановление паспорта при утере

В данной статье я постараюсь рассмотреть порядок действий, которые необходимы для получения общегражданского паспорта РФ, обмена российского паспорта по окончанию срока его действия и восстановления паспорта РФ при его утере, а так же разъяснить законодат...

Бизнес план. Составление бизнес-плана

Бизнес план - это именно то, с чего необходимо начинать любой успешный бизнес-проект. Это требуется как для общего увеличения КПД предприятия, так и для развития и планирования повышения отдачи от каждого отдельно взятого сотрудника.

И именно дл...

Трудовая книжка. Образец заполнения трудовой книжки

Трудовая книжка - это один из главных документов, подтверждающих трудовую деятельность и рабочий стаж работника. В соответствии с существующим законодательством, работодателю необходимо вести трудовую книжку на каждого сотрудника, проработавшего в организ...

Гражданско-правовой договор. Достоинства и недостатки гражданско-правового договора

Как правило при приеме на работу нового сотрудника фирма заключает с ним трудовой договор, этот вариант используют большинство компаний и он находится в полном соответствии с трудовым законодательством. Однако это не всегда это приемлимо для работодателя,...